SEO для интернет-магазина: инхаус, фриланс или агентство
Сравним три подхода к SEO для бизнеса. Взвесим плюсы, минусы и узнаем мнения тех, кто уже сделал выбор
Любой интернет-бизнес, который начинает задумываться о SEO, сталкивается с вопросом, кому же можно доверить такой важный проект. Вариантов не так много — можно нанять человека со стороны, можно создать отдел SEO внутри собственной фирмы или заключить договор с агентством. Основным критерием выбора всегда будет являться соотношение цены и качества.
Сторонние эксперты — фрилансеры.
Самый дешевый вариант
В идеале ситуация выглядит так: компания платит человеку, который является экспертом в области и способен сделать SEO самостоятельно. Условия заключения договора могут быть очень гибкими, индивидуальный подход гарантирован. За определенный срок компания получает результат экспертной работы, и фрилансер ее покидает. Обе стороны в выигрыше.
Идеальные ситуации, однако, бывают крайне редко.
Причин тому несколько.
Не каждый фрилансер эксперт
Далеко не каждый фрилансер является полноценным экспертом. Таких людей мало, да и услуги их стоят соответствующе. Вероятность найти некомпетентного фрилансера крайне высока, и за решение доверить ему судьбу компании можно заплатить слишком высокую цену.
Фрилансера сложно контролировать
Во-вторых, работу фрилансера сложно контролировать, трудно всегда находиться с ним на связи.
У фрилансеров недостаточная техническая база
Маловероятно, к тому же, что один человек обладает полным спектром технических возможностей для того, чтобы проверить SEO и выполнить полный спектр работ по продвижению.
Фрилансеры не любят менять условия работы
В случае, если объем работ меняется, фрилансер едва ли сможет быстро подстроиться под ситуацию.

Плюсов не так уж много, но если определяющий фактор — это цена, то вариант с фрилансом стоит рассмотреть
Ваша компания может делать SEO самостоятельно
Вариант создания внутри фирмы отдела (инхаус-команды) выглядит во многом более привлекательным. Эти люди будут знать специфику бизнеса, их время будет полностью посвящено выполнению поставленных целей, отдел позволит обеспечить конфиденциальность внутренней информации. Команда всегда будет на связи, будет реагировать оперативно и будет полностью под контролем дирекции интернет-магазина. Перспектива организовать SEO продвижение самостоятельно для многих очень привлекательна.
А теперь рассмотрим недостатки:
Это стоит немалых денег
Первый и самый очевидный — стоимость. Набор профессиональных кадров, затраты на обучение, техническое обеспечение, необходимость постоянного содержания персонала — все это удар по бюджету.
Система будет зациклна сама на себе
У членов команды не так много стимулов для самосовершенствования, им не с кем обмениваться опытом. Анализ качества их работы становится обязанностью владельца бизнеса, и возможен только по результатам работы, когда уже нет возможности заметить и предотвратить ошибки. Следуя за трендом, порой можно нанести вред своему бизнесу. Следуя за трендом, порой можно нанести вред своему бизнесу: https://blog.skobeeff.ru/internet-marketing/obratnaya-migratsiya.html
В перспктиве отдел SEO придется распустить
Когда процесс продвижения налажен и остается только незначительная работа по исправлению мелких ошибок, отдел может перестать быть экономически эффективным.


Создание внутреннего отдела SEO — вариант хороший, но подходит он далеко не для всех. Если SEO не является ключевым направлением для компании, создание инхаус-отдела едва ли будет рентабельным.
Заключение договора с SEO-агентствами
Заключение договора с SEO-агентствами имеет значительное количество преимуществ при условии, что Вы знаете, кому можно доверять. Высокопрофессиональные специалисты, необходимая техническая база, очень гибкие предложения, широкий спектр услуг — вот основные преимущества компаний. При заключении контракта компания может проверить SEO сайта самостоятельно, составить и согласовать дальнейшую стратегию с руководством, обеспечить весь спектр услуг — все это по приемлемой цене. Пример такой стратегии: https://blog.skobeeff.ru/internet-marketing/5-stupenchatyiy-plan.html
Один из авторитетных рейтингов SEO-агентств. Компания "Скобеев и партнеры" — на 14 строчке.
SEO-агентство возьмет на себя все то, что бизнес не сможет выполнить самостоятельно — SEO оптимизированные тексты, реклама в интернете, социальных сетях, привлечение трафика, увеличение числа конверсий. При этом компания будет регулярно предоставлять отчеты о работе и результатах. Историй успеха, достигнутого с помощью таких компаний немало, вот одна из них: https://blog.skobeeff.ru/keysyi/kak-k-piku-sezona-v-4-raza-uvelichit-trafik-na-sayte-narkologicheskoy-kliniki.html

Выделить много минусов у данного метода не получится, поскольку он предоставляет множество вариантов.
Гибкая стоимость
Стоимость работ можно подстраивать под бюджет, изменяя объем работ.
Высокая скорость работы
Если необходимо, чтобы работа над проектом получала максимальный приоритет, то можно воспользоваться услугой выделения персонала на конкретный проект, которую предоставляют многие SEO-агентства.
Экспертность в сфере SEO
Среди персонала SEO-агентства может не оказаться эксперта по сфере конкретного бизнеса, но сотрудники постоянно находятся на обучении и могут обмениваться опытом друг с другом внутри компании.
Стоит еще раз отметить: самое важное — не ошибиться с выбором компании. Ищите компанию с хорошей репутацией, которая ориентируется на своих клиентов.

Согласно данным, полученным от поисковых систем «Яндекс» и Google, одним из самых клиентоориентированных digital-агентств в РФ является наша компания https://blog.skobeeff.ru/zhizn-kompanii/klientoorientirovannost.html
Совместная работа инхаус-отдела и SEO-агентства — идеальный вариант с точки зрения производительности
Это позволяет сгладить недочеты обоих методов:

  1. Обеспечивает обмен опытом;
  2. Гарантирует проекту постоянное внимание;
  3. Позволяет совместить инструменты SEO-агентства и знания инхаус-команд.
Но такой вариант подходит только для крупного бизнеса.
Есть ли среди описанных вариантов идеальный, который подойдет всем в любой ситуации? Нет. Едва ли такой вариант существует. При принятии решения необходимо отталкиваться от ситуации, бюджета, целей бизнеса.
~
Мнения экспертов
Нам всегда интересны мнения специалистов в своей области. Поэтому мы задали вопрос о том, что же лучше выбрать для SEO поддержки интернет-магазина.
"Каждый из типов исполнителя имеет право на жизнь. Фрилансер, инхаус команда или агентство могут работать хорошо, а могут и не работать. Есть несколько отличий, которые должен учитывать заказчик при выборе исполнителя.

Фрилансер
чаще всего — невысокая стоимость услуг из-за отсутствия операционных расходов на офис, печеньки, секретаршу и налоги. Из минусов: сложно контролировать и нет полного погружения в бизнес процессы. При выборе нужно, прежде всего, смотреть на результаты аналогичных проектов, которые вел или ведет фрилансер.
Инхаус команда. «Полный контроль» команды и максимальное погружение в бизнес процессы компании. Из минусов будет стоимость содержания команды и отсутствие смежных проектов, опыт в которых можно применить на текущем интернет-магазине.
Агентство. Договорные отношения, наличие экспертизы в большом количестве проектов, которую можно применять на других сайтах, использование внутренних SEO инструментов. Минусы — стоимость и то, что один оптимизатор ведет много проектов, часто может не успевать и терять фокус".

Виталий Кравцов
CEO в Effectizm
"В первую очередь стоит уточнить, что подразумевается под «SEO поддержкой»: это мониторинг доступности сайта + отслеживание позиций и показателей индексирования сайта (именно в этом значении употребляется слово «поддержка»), или же это планомерное продвижение сайта в поисковых системах с полным комплексом работ по увеличению трафика и повышению позиций (тогда это стоило бы назвать продвижением, а не поддержкой). Сразу оговорюсь, что я буду говорить в первую очередь о малом бизнесе и продвижении. У крупных заказчиков другие задачи, и я не знаю ни одного крупного клиента, который бы обратился к фрилансеру.

При выборе между фрилансом, инхаусом или агентством необходимо отталкиваться от специфики бизнеса и целей, которые он преследует. Например, это небольшая цветочная лавка, у которой основной трафик — локальный (люди, которые ищут цветы поблизости от своего местоположения). Для такого бизнеса важно само присутствие в сети и размещение на различных агрегаторах. Если бизнес не планирует развиваться, то простой «поддержки» и мониторинга отзывов на сторонних площадках ему будет достаточно, обойдётся она недорого и заказывать её лучше на фрилансе.

В любом случае при выборе подрядчика важен уровень знания SEO у заказчика, бюджет и объем работ, который необходимо произвести в сайт(ом/ами).

Денисов Александр
Руководитель отдела SEO портала по подбору автосервисов https://autoreshenie.ru/
Легче всего понять разницу в выборе подрядчика для продвижения через сравнение:

Если выбирать между фрилансером-удалёнщиком и агентством, то в первую очередь нужно обратить внимание на отзывы. Также, неплохо бы было обратиться в проф.сообщества в поисках профессионала, который бы смог проконсультировать на предмет компетентности фрилансера или агентства. Это можно сделать, например, на основании стратегии продвижения сайта, которую вам должны подготовить в любом случае, кто бы вас не продвигал. Крайне советую это сделать, если для вас SEO — это тёмный лес. Не имея знаний, вы будете желанной жертвой для развешивания лапши. По своему опыту могу сказать, что между фрилансом и агентством обычно выбирают заказчики, которые имеют довольно поверхностное понимание о методиках продвижения сайтов. Или же имеют, но размер их бизнеса и объём работ над сайтом не подразумевают полную занятость специалиста в штате.

Если идёт выбор между агентством и инхаусом, то нужно отталкиваться от того, есть ли у вас время на руководство человеком в штате и бюджет на специалиста. В случае, если вы нанимаете человека с небольшим опытом, имейте в виду, что тогда понадобится еще больше времени и вашей компетентности для проверки тех работ, которые он производит. Стоит помнить, что в агентстве уже отлажены все процессы, а в случае инхауса нужно их ещё отстроить. Но у агентства есть значительный минус: вы там — один из многих, и общение, методы продвижения, отчётность там весьма шаблонные (если не брать агентства бутикового типа).

Если же вы выбираете между фрилансером и инхаусом, то идёт выбор между удаленным специалистом и сотрудником в штат, т.е. это только вопрос контроля исполнения задач".